Патока Оксана Юрьевна
Консультация для воспитателейКонсультация для воспитателей «Рисуем песком и развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста»Сейчас очень актуален вопрос синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, которому в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах и относительно недавно в России. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. У ребенка фиксируется негативная самооценка, возникают неврозы, нарушены отношения со сверстниками и взрослыми, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит т. к. во время игры не могут сосредоточиться. Но где ребенку найти, то пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. И здесь я рекомендую прибегнуть к песку. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют какую-то форму, но так же легко могут и рассыпаться от легкого прикосновения, словно напоминая, что ничего нет вечного, все течет и меняется. Чем полезны игры и рисование песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры и рисование песком развивают мелкую моторику, улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация. Что нам хочется сделать, если мы видим песок? Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватывают вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидания чуда. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребенок. Он делает то же, что и вы. Его маленькие ручки только что прикоснулись с уникальностью Мировоздания, Вечностью. Он стоит на пороге открытия. В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета. Чтобы организовать игры и рисование песком в группе, подобрала необходимое оборудование: - специальные столы с крышкой, расположенные на уровне роста ребенка. Можно использовать рамки от фотографий для каждого ребёнка, контейнеры; - игрушки и геометрические фигуры; - бросовый материал: крышки различной величины, всевозможные колпачки, старые фломастеры т. п. ; - фигурки людей; - животные (домашние, дикие, морские) ; - природный материал (ракушки, шишки, камешки) ; - совочек со щеточкой необходимы, чтобы собрать просыпанный песок. - игры и рисование песком используются на улице в песочнице в теплое время года, а в холодный период можно перенести мини-песочницу в группу желательно песок прокалить и просеять или приобрести в магазине. Не забывайте ухаживать за выносным материалом, регулярно мыть и убирать сломанный. Как и у всех техник рисования, в рисовании песком тоже существуют правила, с которыми необходимо познакомить ребёнка и регулярно напоминать о них: 1. Не поднимать песок высоко, он может попасть в глаза и волосы. 2. Не выносить песок из песочницы, за пределы стола либо ёмкости для рисования. 3. Собирать рассыпавшийся песок обратно. 4. Не ломать рисунки других детей. В начале работы я познакомила детей с песочницей, песком и водой. Предложила детям просто поиграть с песком, похлопать ладошками по нему, провести пальчиками узоры и т. д. Затем показала приёмы рисования. Рисовать можно одним и несколькими пальчиками, ладошкой, кулачком, его тыльной стороной. При этом развивается мелкая моторика рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений тесно связана с мыслительными операциями, с познанием мира. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Вывод. Эти незатейливые упражнения - игры с песком, рисование песком и по песку– во-первых обладают колоссальным значением для развития мелкой моторики руки ребенка. Во-вторых, дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Пусть не сердятся родители, Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит! И не важно, что пока, Этот домик из песка! 4 октября 2017 в 17:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.